В Загребе, столице Хорватии, множество культурных достопримечательностей, в том числе австро-венгерская архитектура XVIII и XIX века, театры, музеи, открытые рынки, парки и соборы.
Религиозная история Хорватии весьма любопытна. В настоящее время официальной религией считается католицизм, он же является и наиболее широко распространенной верой. Так было и в прошлом. Однако, начиная с сороковых городов XX века, мусульмане принимали шаги к тому, чтобы обозначить позиции ислама и получить равные права для своей религии. Подписание петиции против преследования по религиозной идентичности привели к угрозам со стороны властей: комиссары обещали подписавшим репрессии и ссылки в концлагеря. Но в 1941 году министр культуры Хорватии признал мусульман частью Независимого Государства Хорватия и приказал построить Великую мечеть, которая символизировала бы это решение.
В качестве будущей мечети был выбран павильон Мештровича. Загреб может быть единственным городом мира, где «мечеть» на местном жаргоне не подразумевает каноническую мечеть. В столице есть и настоящий молитвенный дом, но, когда местные жители упоминают «мечеть», обычно они имеют в виду павильон Мештровича, который получил свое разговорное название после Второй мировой войны.
Это монументальное, похожее на храм круглое здание выполняло несколько функций на протяжении всей своей истории. Оно было построено как художественная экспозиция современного искусства (имени короля Петра I) в 1938 году по предварительному проекту великого хорватского скульптора Ивана Мештровича. Самая первая выставка обозревала пятьдесят лет развития искусства в Хорватии. Затем здание было преобразовано в мечеть при фашистском режиме во время Второй мировой войны – перед ним были построены три огромных минарета, которые были взорваны в 1949 году.
Только в начале 1990–х годов павильон был восстановлен в Ассоциации хорватских художников и с тех пор он проводит художественные выставки. Здание выглядит достаточно необычно снаружи (в период, когда оно было построено, это был уникальнейший выставочный зал в регионе), но его изюминкой является великолепный интерьер, наиболее примечательной деталью которого является железобетонный купол со вставленными круглыми стеклянными плитками, через которые естественный свет заполняет павильон.
Главный вход ведет в Центральный выставочный зал (Barrel Gallery), просторное круглое пространство, предназначенное для экспонирования скульптур. На первом этаже есть два круглых, концентрических выставочных зала, внутренний из которых открывается в Главное цилиндрическое пространство и предлагает впечатляющий вид на все пространство. Павильон обладает чрезвычайно мощной атмосферой благодаря архитектурным решениям, необычным сочетанием монументализма и модернистского аскетизма, которые многократно усиливают впечатления от выставок.
Если хотите махнуть в круиз, для Вас будет полезна эта статья.
Вам также может понравиться
Три вида голода
07.03.2021